ФЭНДОМ

ПаркМедитаций
В Европе парки, начиная от барочных и заканчивая классицистическими, строились по принципу упорядочения, подчинения законам математической гармонии и симметрии. Китайские парки, даже несмотря на долгую эволюцию формы и содержания, сохранили изначальный принцип естественности. Создавая классические китайские парки мастера заботились и об энергетике места, направляя, концентрируя и фокусируя энергию ци с помощью особых приемов и инструментов. Каждый такой парк был ансамблем из растений, строений, искусственных гор и озер. Один из приемов - зонирование парков: посетитель проходил через несколько зон с разными ландшафтами и пейзажами. Концепция такого сада заключалась в том, что серия локаций была выстроена как "серия размышлений". Особое значение в таких ансамблях имела символика растений: бамбука, сосны, сливы, хризантемы, бука, жасмина, лотоса, лилии и других.

Вне зависимости от главной идеи китайский парк обязательно включает пять элементов - камни, воду, растения, архитектуру и каллиграфию.

Камни и вода создают базовую структуру парка. Камни (они же скалы) задают вертикаль композиции, в то время как водная гладь - горизонталь. Принцип построения парка или сада в Китае до сих пор описывают древней формулой "ю шань ю шуй" (горы и воды). Скалам (камням) в китайской натурфилософии отводится роль "скелета" мира, его основы. Камень воспринимался как концентрированная энергия Неба и Земли.

Твердую каменную основу парка "ян" гармонизирует вода - "инь". Взаимодействие "инь-ян" порождает жизненный эфир или энергию "ци". Кроме того, вода служит в буквальном смысле зеркалом: отраженный в водной глади сад становится его нематериальной проекцией.

Следующий "слой" или элемент - растения. Флористическая композиция китайского парка опирается не на внешний вид растений, а на выработанный в культуре символизм.

Строения - обязательный и неотъемлемый элемент парка. Обилие павильонов и беседок часто вызывает недоумение западных посетителей. Стоит напомнить, что парк всегда был частью жизненного пространства его владельцев.

И, наконец, каллиграфия. Восточная традиция утверждает, что самый красивый ландшафт - ничто без поэзии. Даже в современных парках и скверах Китая можно увидеть надписи, высеченные на камнях или вырезанные на деревянных таблицах над входом в павильоны и беседки.

Но главное правило - гармония всех пяти составляющих. Расположить элементы так, чтобы они дополняли, но не мешали друг другу, запустить взаимодействие начал "инь" и "ян" для генерирования энергии "ци", настроить циркуляцию этой энергии по всему пространству сада с концентрацией в определенных местах - вот перечень основных "технических" задач архитекторов.

В последнее время идеи традиционных китайских парков становятся все более востребованы по всему миру, в поисках гармонии...